Отношения между Киевом и Вашингтоном ухудшаются — в украинском правительстве заявили о превращении страны «из союзника в клиента». На фоне вынужденного отступления ВСУ из Курской области становится известно о серьёзных разногласиях в украинском командовании относительно самой идеи этой операции. Президент США Дональд Трамп тем временем готовится к телефонным переговорам с Владимиром Путиным.
В украинском правительстве нарастает ощущение перемены отношения со стороны США. За последние два месяца Киев, по словам высокопоставленного источника, превратился «из союзника в клиента с преимущественно воображаемыми долгами». Такая формулировка довольно точно описывает нынешнюю ситуацию — американская администрация при Трампе явно демонстрирует сдержанность и даже холодность.
The Economist в своём недавнем материале приводит слова источника в правительстве Украины о том, что новый президент США «терпеть не может» Украину. Это заявление выглядит особенно тревожно на фоне последних событий в Курской области, где украинские войска вынуждены отступать после семи месяцев присутствия на российской территории.
Операция в Курской области, начавшаяся в августе прошлого года, с самого начала вызывала разногласия среди украинского командования. Как выяснилось, некоторые высшие офицеры изначально выступали против этого решения. Командир одного из четырёх элитных подразделений, участвовавших во вторжении, даже подал в отставку до начала операции. Источники сообщают, что главком ВСУ Александр Сырский исключил скептиков из процесса принятия решений, хотя позже часть офицеров всё же изменила своё мнение.
«Мы потеряли много хороших людей, и, возможно, это было необдуманное решение», — признался в беседе с журналистами один из офицеров украинской разведки.
В его словах чувствуется усталость и разочарование. Он же высказал версию, что приостановка военной помощи Украине со стороны администрации Трампа могла быть намеренным шагом, чтобы вынудить ВСУ покинуть территорию Курской области.
Впрочем, источник в кабинете министров Украины назвал такое предположение простым совпадением. А сам Трамп категорически отрицает связь между приостановкой помощи и отступлением украинских сил. Более того, он утверждает, что «всё наоборот» — якобы своими действиями он из «гуманистических целей» заставил Украину «поступить правильно» в отношении прекращения огня.
18 марта должен состояться телефонный разговор между Трампом и Путиным. По словам американского президента, цель переговоров — спасение украинских военнослужащих, оказавшихся в российском окружении.
«Если бы не я, их бы уже не было. Мне удалось убедить [Россию] пока ничего не предпринимать», — пояснил Трамп в своём характерном стиле преувеличений.
К настоящему моменту украинские силы практически вытеснены с территории Курской области. С начала марта российские войска развернули наступление в районе Суджи, освободив город и вернув под контроль России десятки населённых пунктов. Напомним, что изначально ВСУ удалось занять территорию площадью 1268 кв. км из общих 29,9 тыс. кв. км Курской области.
Несмотря на фактическое отступление, украинское руководство продолжает настаивать на том, что операция в Курской области не завершена. Более того, в Киеве считают, что действия на этом направлении станут «важным фактором и ключевым элементом» при возможных мирных переговорах. Правда, в нынешних обстоятельствах эти заявления звучат скорее как попытка сохранить лицо после неудачной военной кампании.
Отношения между Киевом и Вашингтоном явно переживают не лучшие времена. Высказывание украинского правительственного источника о превращении страны из «союзника в клиента» отражает растущее разочарование политикой новой американской администрации. И хотя публично украинские лидеры продолжают говорить о поддержке со стороны западных партнёров, за кулисами, похоже, нарастает ощущение одиночества и неопределённости.