Американские официальные лица подтвердили европейским партнёрам неизбежность их участия в мирном урегулировании украинского конфликта. Необходимость вовлечения ЕС обусловлена требованиями России о снятии европейских санкций. Несмотря на это заверение, европейские союзники продолжают беспокоиться о возможности сепаратных договорённостей между США и Россией после недавнего телефонного разговора Трампа с Путиным, в ходе которого российский лидер отклонил предложение о полном перемирии.
В последние дни Белый дом активизировал контакты с европейскими партнёрами по вопросу урегулирования конфликта в Украине. Чиновники США уверяют коллег из ЕС, что без их участия полноценное соглашение невозможно, особенно учитывая, что Россия жаждет снятия европейских санкций.
Такой подход несколько успокоил европейских союзников, которые с тревогой наблюдали за недавними переговорами Трампа с Киевом и Москвой, опасаясь, что их мнение может быть проигнорировано. Правда, опасения эти не на пустом месте возникли — пока что президент США в основном действовал в одиночку.
Представители Штатов в частных беседах подчёркивают европейским партнёрам, что главная задача сейчас — остановить боевые действия, а потом уже обсуждать детали, включая потенциальные меры безопасности для Украины. Такая позиция вызывает смешанные чувства у европейцев — с одной стороны, желание прекращения конфликта понятно, с другой — беспокоит возможность поспешных уступок Москве.
Нервозность союзников усилилась после телефонного разговора Трампа с Путиным, состоявшегося во вторник. Российский лидер отклонил предложение о 30-дневном перемирии, согласившись лишь ограничить удары по энергетической инфраструктуре Украины. Взамен он потребовал прекращения поставок оружия и обмена разведданными с Киевом.
«Процесс идёт полным ходом, и мы надеемся, ради человечества, довести дело до конца!» — написал Трамп в своей социальной сети Truth Social после разговора. Фраза звучит оптимистично, но конкретных деталей о возможных договорённостях не раскрывает.
Санкционный вопрос — один из ключевых в этом уравнении. С начала полномасштабного вторжения в 2022 году союзники Украины ввели целый шквал ограничений против России. Под ударом оказались как приближённые к власти лица, так и целые отрасли экономики. Кроме того, действуют вторичные санкции, которые наказывают третьи стороны за сотрудничество с подсанкционными российскими компаниями.
Американские чиновники неоднократно заявляли партнёрам, что санкции останутся в силе до заключения мирного соглашения. Более того, они готовы усилить давление на Кремль в случае отказа от сотрудничества, особенно в энергетической сфере. Однако европейцы опасаются, что Трамп может пойти на уступки Москве без консультаций с ними.
Госсекретарь Марко Рубио на прошлой неделе во время саммита G7 в Шарлевуа коснулся этой темы в разговоре с журналистами:
«Европейский союз ввёл значительные санкции против Российской Федерации и отдельных лиц внутри России. Поэтому с ними необходимо консультироваться, они должны быть вовлечены в этот процесс. Так что давайте не будем предопределять результаты и забегать вперёд».
После встречи с Трампом на прошлой неделе генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сказал в интервью Bloomberg Television, что отношения с Россией в конечном итоге должны нормализоваться после окончания боевых действий в Украине. При этом он подчеркнул необходимость сохранения давления на Москву для обеспечения прогресса в переговорах о прекращении огня.
Совсем иную позицию занимает Литва. Министр иностранных дел этой страны Кястутис Будрис в понедельник заявил, что «даже рассматривать возможность» восстановления отношений с Россией на данном этапе было бы «вредным». По его мнению, Москва должна выполнить длинный список условий, прежде чем об этом можно будет говорить: прекратить войну, вернуть оккупированные украинские территории и выплатить репарации Украине.
Европейские дипломаты в кулуарах отмечают, что участие ЕС в мирных переговорах критически важно не только из-за санкций, но и потому, что именно Европа будет нести основное бремя послевоенного восстановления Украины и интеграции страны в западные структуры.
Таким образом, хотя Вашингтон и признаёт необходимость участия европейских партнёров в урегулировании конфликта, пока непонятно, насколько глубоким будет это участие и в какой мере будут учтены европейские интересы. Для ЕС критически важно не оказаться в роли статиста, который просто подпишет составленное без него соглашение.